//Изменить названия выпуска (страници)
Из истории крещения Руси...
Когда заходит разговор о принятии христианства на Руси, то часто приходится слышать тезис об одноактном крещении Руси в результате внутреннего озарения великого князя Владимира Святославича в 988 году, и что всё население страны с радостью и нетерпением спешило принять новую веру. Впоследствии, этого князя стали называть «крестителем Руси», а РПЦ почитает его (именно за этот подвиг), как святого равноапостольного кн. Владимира. Освящённый авторитетом православной церкви этот тезис приобрёл значение догмата, который не подлежит ни обсуждению, ни сомнению, но историческая наука нам говорит, что на самом деле всё было не совсем так..., точнее, совсем не так….
Если коротко, то история (наука) говорит нам следующее:
Согласно легенде, ещё в I веке н.э. на территории будущей Руси вёл свою миссионерскую деятельность апостол Андрей ‒ Андрей Первозванный ‒ старший брат апостола Петра (Симона). Легенда гласит, что путь апостола Андрея проходил от северного побережья Чёрного моря вверх по Днепру, далее через новгородские земли на Ладогу, и через польские земли на Рим. Исследователи считают, что, возможно, именно в этот период появились первые последователи Христа на территории будущей Руси.
Есть письменные свидетельства иностранных летописцев (упоминание о мирном договоре), что ещё в конце VIII века киевский правитель Бравлин крестился после взятия греческого города Сурожа (сейчас город Судак, Крым, Украина) и заключения мирного соглашения с греками.
В последствии позиции язычества, по всей видимости, усилились. А в 860 году правитель Киева князь Аскольд крестился сам, а вместе с ним крестилась часть феодальной элиты Руси. Специалисты называют это первым или Аскольдовым крещением Руси.
Крещение произошло более по политическим соображениям, чем по религиозно-культовым. Вся история Руси IX-X веков является историей борьбы двух политических сил, двух партий: языческой и христианской. Христианская партия в период Аскольдова правления имеет в Киеве доминирующее положение по сравнению с языческой.
В эпоху средневековья религиозные мотивы являлись удобной ширмой любых социальных выступлений. Язычество не собиралось уступать поле деятельности христианству, поэтому сопротивление Аскольду, по логике, должно было принять форму антихристианской, проязыческой конфронтации. Языческие политические силы призвали на помощь в своей борьбе кн. Олега ‒ правителя из соседнего государства Славия.
Cправка: К середине IX в. в Восточной Европе сложились два государственных объединения славян: на юге — Русь с центром в Киеве, на севере — Славия с центром на Ладоге. Правда, было ещё третье политическое объединение — Арсания (или Артания), будущая Тмутаракань (северное побережье Чёрного моря, Приазовье), но оно вскоре попало под влияние Киева и было присоединено к Руси, где правил тогда князь Аскольд. Земли, расположенные между Славией и Русью, занимали славянские племена кривичей, которые ещё не имели своей государственности. Эти земли были завоёваны и присоединены к Славии во времена Рюрика. Около 870 г. в Ладоге утвердилась норманская династия князей, родоначальником которой был Рюрик (Рьорих из Упсалы) В 879 г. Рюрик умер, оставив престол малолетнему сыну Игорю, а фактическое управление — его воспитателю Олегу.
В 882 году Олег (Вещий) организовал поход на Русь, захватил Киев и, убив Аскольда и его брата Дира, провозгласил себя владетелем объединённого государства. Столицей он оставил Киев. События 882 г. были не актом внешнего завоевания, а актом государственного переворота, осуществлённым консервативными кругами общества, прикрывающимися религиозными (языческими) ширмами.
В период правления Олега доминирующее положение в стране имеет языческая партия. Христиане всячески притесняются. Времена правления Олега специалисты называют временем первого антихристианского террора на Руси.
В 812 году Олег умирает и правителем Киева становится князь Игорь (сын Рюрика). К заслугам князя Игоря относят осознание прогрессивной роли христианства по сравнению с язычеством. Как минимум бесспорной остаётся его религиозная терпимость.
В правление кн. Игоря язычество и христианство – равноправные религиозные течения на Руси, при некотором, незначительном, приоритете христианства. На момент смерти (945год), сам князь Игорь и его жена Ольга были христианами. Многие исследователи сходятся во мнении, что крещение княжеской четы произошло в период сентябрь ‒ декабрь 944 года.
Не исключено, что трагическая смерть киевского правителя (кн. Игоря) в следующем, 945 г., в какой-то мере была спровоцирована его крещением, которое могло рассматриваться языческой дружиной как вероотступничество.
При Игоре христианская партия в Киеве оказывала большое влияние на государственные дела. Тем более после 944 г., в правление православной Ольги, которая прочно держала в своих руках всю власть.
Во времена правления кн. Ольги на Руси христиан не преследовали, однако, высмеивали тех, кто хотел креститься, что говорит о достаточно сильной языческой традиции в обществе.
Пока кн. Ольга была жива и прочно держала рычаги государственного управления, Святослав (сын Игоря и Ольги) сдерживал свои антихристианские эмоции и проявлял к новой вере лояльность. Отказавшись креститься сам, он не мог запретить это делать другим.
При Ольге обе партии (христианство и язычество) ещё достаточно сильны, чтобы допускать доминирующее положение одной над другой.
Однако, в этот период быстро растёт число приверженцев христианства, идёт интенсивное строительство христианских храмов и часовен.
Ольга исполняла государственные функции не как полноправная властительница, а как регентша при своём малолетнем сыне Святославе. Государственные дела оставались прерогативой Ольги до самой её смерти 11 июля 969 г.
После прихода к власти Святослава на Руси установилось доминирование язычества, а христианство всячески притеснялось. 969-972 года специалисты называют вторым антихристианским террором на Руси.
Святой равноапостольный Владимир. Церковное почитание Владимира началось сразу после его смерти, однако, сроки его канонизации остаются дискуссионными.
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание её на Руси ещё в домонгольскую эпоху.
После неожиданной гибели Святослава весной 972 г. киевский престол наследует его сын Ярополк. Исследователи считают, что Ярополк и его младший брат Олег были крещены своей бабкой Ольгой ещё в младенчестве. Ярополк, по всем данным, был среди древнерусских князей человеком новой генерации. Он отличался от своих предшественников именно вниманием к учению, наукам и духовной жизни, его ”любовь к христианам” подчёркнута в летописных источниках неоднократно и неслучайно. При Ярополке на Руси восстановлено летописание, исчезнувшее после переворота 882 г.
Владимир и его родной дядька Добрыня вели борьбу за киевский престол при помощи сильной дружины варягов-наемников. В 978 г. Владимир вступил на киевский великокняжеский престол, не имея конкурентов, поскольку оба его брата были убиты в ходе междоусобной борьбы за власть.
Одним из первых мероприятий Владимира после овладения великокняжеским столом было создание нового языческого пантеона в Киеве ‒ вместо старого, ликвидированного Ольгой или её внуком Ярополком. Это святилище объединило шесть языческих богов ‒ это Дажбог, Хорс, Перун, Стрибог, Симаргл, Мокош.
Создание нового капища в Киеве обставлялось торжественно с принесением человеческих жертв, в качестве человеческих жертв были взяты, естественно, христиане, в частности дружинники Владимира, некоторые из которых в последствии были канонизированы ‒ святой Иоанн, святой Фёдор. Летописные источники говорят о неоднократном, в тот период, принесении христиан в жертву языческим богам, причём не только в Киеве, но и других городах Руси.
Далеко не всё общество Руси разделяло и одобряло подобные действия. Однако христианская прослойка вынуждена была молчать. Человеческие жертвоприношения были убедительным методом приведения к покорности оппозиционной части населения, несогласной с идеологической доктриной верховного правителя. Этот период в правлении Владимира специалисты называют третьим антихристианским террором на Руси.
Справка: Владимир не мог претендовать на наследование киевского престола. Он был бастардом, т.е. внебрачным сыном Святослава и Ольгиной ключницы Малуши, дочери князя Малка Любечанина, а её родным братом был известный впоследствии Добрыня (в мифологии – богатырь Добрыня Никитич). Брат Малуши ‒ Добрыня, несколько лет занимал должность конюшиного при великокняжеском дворе ( не путать с конюхом). Должность ключницы ‒ это не служанка, носящая на поясе ключи от кладовой с провизией, а одна из ведущих фрейлин великокняжеского двора, едва ли не первая среди них ‒ что-то наподобие лорда-хранителя печати.
Должность конюшего, и тем более ключницы, ‒ одна из самых, высоких придворных должностей, за право занять которую состязались самые вельможные, родовитые представители высшей аристократии.
Таким образом, Малуша была представительницей высших слоёв господствующего класса и ближайшей наперсницей княгини Ольги.
Придя к власти, Владимир осознал необходимость кардинальных изменений в социально-политическом устройстве государства, он решительно взялся за перестройку общественной жизни страны, осуществив целый ряд важных реформ.
Реформы Владимира охватили широкий круг проблем. Наибольшее значение имела, вероятно, административная реформа, сущность которой заключалась в ликвидации ”племенных” княжений. Территорию Руси он разделил на восемь административных округов (по количеству главных ”племён”, но в иных географических границах). И управлялись они не князьями племён, а назначаемыми ( и смещаемыми) наместниками Киева.
Была проведена военная реформа. Теперь не князь племени собирал дружину и предоставлял её киевскому князю, а сам киевский правитель набирал и содержал дружину страны. Такая дружина подчинялась только великому князю киевскому.
Пограничные районы страны теперь сдавались во временные наделы. Главной обязанностью получающих надел была охрана рубежей государства. Т.е. был создан прообраз казачества, а среди первых казачьих атаманов были, известные по былинам, Илья Муромец, Добрыня Никитич ( родной дядька князя Владимира) и Алеша Попович.
Была проведена судебная реформа, суть которой состояла в разделении религиозного и светского судов. Кроме того, Русь стала единственной европейской страной того периода, где была запрещена смертная казнь даже за самые тяжкие преступления.
Успешное осуществление административной, военной, судебной реформ выдвигало проблему преодоления язычества, тормозившего объединение и реформирование страны, на передний план. Личные взгляды и желания кн. Владимира отодвигались на задний план; введение монотеизма (единобожия) диктовалось объективным потребностями развития страны.
Христианство не было единственным вариантом. Реальная ситуация предлагала и другие альтернативы. Более того, сначала великий князь сделал отчаянную попытку ввести на Руси ислам. Сведения об этом религиозном эксперименте мы находим у ряда исламских летописцев.
Попытка исламизации Руси могла быть где-то в середине 80-х годов, но не позднее 986 г Промусульманский план оказался утопическим и с самого начала обречённым на провал. Ислам не имел никаких корней на Руси; это была вера абсолютно чуждая восточному славянству, в том числе и с точки зрения исторических традиций.
Выбор и признание любой религии зависели, в конце концов, от общественно-политической силы, стоящей за этой религией. Именно политика играла «главную скрипку» в вопросе выбора религии, а не религиозно-культовые соображения.
Владимиру в тот период было крайне необходимо заключить союз с Византией, оформить который он решил, заключив брак с сестрой византийского царя. Обязательным условием для женитьбы было выдвинуто требование принятия женихом христианства. Прямых летописных упоминаний о крещении самого князя Владимира вообще нет. Где, когда и как происходило это крещение, не известно. Женитьба состоялась в 988 году.
Исследователи отмечают, что крещение киевлян в 988 г. происходило в небольшой реке Почайна – это правый приток Днепра в районе Киева (сейчас этой реки нет). Крещение русичей было, в подавляющем большинстве, насильственным. Иностранные летописные источники указывали, что вода в реке Почайна во время таинств крещения становилась красной от крови. Понятно, что это гипербола. Но родилась эта гипербола не на пустом месте. После Киева Владимир начал проводить насильственное (мечём и огнём) крещение в других городах Руси, где встречал яростное сопротивление, в том числе и вооружённое.
Позднее Владимир объявил христианство государственной религией, хотя борьба христианства и язычества продолжалась ещё не одно столетие. Даже большевики, придя к власти, ещё «имели дело» с языческими культами.
Религиозную реформу Владимира нельзя рассматривать, как изолированный, чисто религиозный акт, независимый от остальных нововведений великого князя в области социально-политической структуры. Наоборот, она представляла собой необходимый составной элемент единой системной реформы государства.
P.S.
1. В заключении хочу отметить, что принятие христианства на Руси было значительно более политической акцией, чем религиозно-культовой. Косвенным доказательством этого может служить тот факт, что впервые "Новый Завет" на русском (понятном) языке был опубликован в России только в 1822 году при царе Николае I (сравните даты). Однако, в 1826 году по требованию духовенства Николай I запрещает эту деятельность.
2. Крещение Руси происходило от Вселенской (единой) христианской церкви, которая распалась на восточную (Византийскую или православную) и западную (Римско-католическую) только в 1054 году (сравните даты).
3. Русь вплоть до правления Ярослава-Мудрого (978-1054г) имела тесные религиозно-политические связи не только с Константинополем, но и с Римом тоже. (Игорь, Ольга, Ярополк, Владимир, Ярослав). А в летописи Ватикана есть указание на крещение Руси (ещё одно ???) во времена князя Ярополка римскими епископами.
Статья составлена на основании многих источников, включая интернет.
www.trica-2008.ya.ru
А было ли крещение Руси?
Итак, весь «русский мир» отметил не вполне круглую, но вполне своевременно подоспевшую дату – 1025 лет крещения. Мероприятия прошли с помпой – не с большей, конечно, чем 25 лет назад, но тоже весьма ощутимо. Многие жители Севастополя не попали на военно-морской парад по причине обилия элитных гостей (день ВМФ неудачно совпал с праздником, о котором и говорим). В Киеве прихожанам РПЦ МП рекомендовали на молебен не приходить, а смотреть его дома по телевизору – так же по причине многих важных… То есть по сути – номенклатурный праздник.
И тут бы разразиться праведным гневом – да как могли чиновники этот святой день превратить в очередную показушную помпу, как могли в День воцерквовления Руси делить людей на элиту и прочих, как могли…
Почему-то праведного гнева не возникает. Однако присутствует стойкое ощущение, что именно так и должно праздновать сию дату. Видимо, произрастает это ощущение из самой сути того исторического события, которое принято называть в нашей историографии «крещением Руси». Собственно, вопрос-то возникает при ближайшем рассмотрении самой сути – а было ли крещение? Может, и не было вовсе его?
Если говорить о крещении в его исконном смысле «погружения» — безусловно, князь Владимир куда-то Русь погрузил. То есть крестил. Но вот куда – это вопрос. Одно можно точно сказать – не во Христа. Если взглянуть на непредвзятую историю, а не на красивые легенды изнутри современного православия, киевский князь Владимир вовсе не был новообращённым христианином с горящими глазами и жаждой положить весь мир к Божьему подножию. Ему, как мудрому политику, потребно было объединить разрозненные княжества и создать сильное государство при полном отсутствии объединяющей идеи. Единобожие в этом контексте выигрывает перед язычеством, потому и родилась прекрасная идея – внедрить на Руси монотеистическую религиозную систему. Прикинув, какая из предложенных на тот момент версий монотеизма лучше всего приживётся и адаптируется в славянской среде, Владимир остановился на византийской версии христианства – в том числе и потому, что политический союз с Византией был на тот момент наиболее выгодным.
Результатом такого решения «Красного Солнышка» стало насильственное проведение большинства населения через обряд крещения. То есть Киевская Русь по приказу князя Владимира приняла византийскую общественно-политическую парадигму, а государство с этого момента начали называть христианским. Называют так и поныне – и что? Только то, что наши сограждане считают себя христианами по праву рождения, даже не пытаясь задуматься об истинном смысле веры. Причём тут мы все на равных – воцерквовленных православных в «русском мире» сегодня не больше, чем представителей других конфессий. И это, скорее, показатель малой жизнеспособности православия в сравнении с другими ветвями христианства, поскольку в общественном сознании именно православие является «нашим, исконным» и, соответственно, должно бы иметь куда больше сторонников – по крайней мере, в процентном соотношении.
Однако в этом и заключается трагедия Руси – её в номенклатурном порядке «назначили» христианской страной, не дав ей услышать Евангелие (да и не проповедовали его уже тогда в Византии), не дав переосмыслить парадигму мышления, загнав в подполье все языческие мерзости одним махом, чтобы увидеть затем, как они пролезут в официальную церковь и зацветут буйным цветом. К индуистским, малоазиатским и североафриканским мерзостям, пропитавшим византийскую церковь, добавились специфические славянские, добавившие свои неповторимые черты к русскому православию.
Что мы имеем на выходе? Да, в общем-то, всё то же. Византийское христианство было принесено на Русь с целью укрепления государства, и именно этим до сих пор и занимается, объявив Москву «третьим Римом», а Русь – святой априори. Библейскому христианству приходится прорубать себе дорогу в дебрях суеверий и лжеучений с не меньшими усилиями, нежели в странах официально «нехристианских». Трудностей у нас даже больше, поскольку наши люди в толк не возьмут, зачем им, христианам, нужно становиться христианами, которыми они и так уже являются, потому как родились оными… Номинальная церковь в номинально христианской стране устраивает номенклатурные праздники, потому что это именно так и есть – номинальный праздник номенклатуры. Для русских или украинцев ничто не изменилось – они как не были христианами, по сути, в массе своей, так и не являются. Именно поэтому в наших «христианских» странах продолжается соревнование за первые места по количеству абортов, несовершеннолетних алкоголиков и наркоманов, низкой продолжительности жизни и количеству самоубийств.
Праздновать ли нам, христианам, годовщины крещения Руси? Разве что отмечать, как отмечают в Америке дату 11 сентября, как отмечают у нас 22 июня. Отмечать как событие, которое на многие века отодвинуло действительную христианизацию Киевских и Московских земель – и которая неизвестно, случится ли когда…
Микс Новожилов, Baznica.info
www.zabkrai.info
Последнее обновление: |