//Изменить названия выпуска (страници)
menu
menu

 

Приветствие

Христианские трактаты

Посланник Уилльям Маррион Бранхам

Материалы о Седьмом Послании

"Вечерний Свет" Христианские стихотворения

Книги

Свидетельства

Статьи

Песни

Видео


Дорогой друг

Выдержки из статьи «Кости пророка»

Антиминс, ковчежец, рака, табернакль, реликварий… Большинству людей эти термины ничего ровным счётом не говорят, и только немногие угадают в них предметы религиозного культа. Все они — мощевики — ёмкости для хранения останков людей, почитаемых святыми. Но если термины и неизвестны, то сама практика почитания останков святых распространена чрезвычайно.

Об особом сакральном значении этого культа красноречиво свидетельствуют факты. Любой православный храм содержит мощи, полагаемые в нём при его основании и освящении. Это правило столь строго, что епископ, осмелившийся освятить храм без мощей, подлежит анафеме. Под престолом, что в середине алтаря храма, помещён ковчежец с человеческими останками, сам же престол, который служит столом для евхаристии, покрыт специальным платом — антиминсом — в который также вложены кусочки мощей. Считается, что таинство преложения хлеба и вина в плоть и кровь Христа происходит только на нём.

Мощевики можно обнаружить в иконах, крестах*1. Такая практика объясняется глубокой убеждённостью в том, что останки святых обладают чудотворными свойствами, и именно поэтому они не подвержены тлению. Подобные верования породили самые неожиданные чины поклонения. Так, например, в соборах Московского кремля вплоть до 1917 года после часов Великой Пятницы на середину храма выносились все мощи, и совершалось их омовение. По окончании обряда, воду омовения как великую святыню раздавали клирикам и знатным лицам, а присутствовавшие в храме окроплялись ею*2.

История не терпит оптимизма. Всевышний призывает человека «всё испытывать, хорошего держаться» 1Фес 5:21. Особое благоговейное отношение к останкам великих людей наблюдается в самом широком историческом срезе. Под разной мотивацией этот древний культ обнаруживал себя в древнем Египте, с его пирамидами-гробницами, в буддизме, в атеизме с его ленинским мавзолеем, в культе предков восточных славян. Известная поговорка «перемывать кости» происходит от языческой практики выкапывания покойника спустя год после его смерти и промывания его костей*3. Своё отношение к этой практике Библия выражает чётко и недвусмысленно: «Всякий, прикоснувшийся к мёртвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа» Числ 19:11,13. Пренебрежение этим простым санитарным правилом породило массу проблем, и не только в области здоровья. После официального закрепления практики почитания мощей — побочные эффекты этой формы фетишизма стали проявляться повсеместно. Кража мощей, их фальсификация, тайное мумифицирование, бизнес на суеверии — вот только некоторые из них. А вот примеры: на сегодняшний день известно нахождение 11 указательных пальцев руки Иоанна Крестителя, а также шести (!) его голов*4; на протяжении столетий и русские цари, и синод российской церкви пытались остановить последствия фальсификации мощей*5; по отчёту наркомата юстиции РСФСР 1920 года о вскрытии мощей — ни в одном из официально запротоколированных случаев вскрытия и исследования гробниц не было обнаружено ни одного действительно нетленного тела*6.

Фетишизм (религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства) всегда был визитной карточкой язычества, а вера в реликвии всегда была сильнее самых очевидных разоблачений. Таково суеверие в его сути. Оно абстрагировано от здравого смысла, лишено авторитетного основания, первоисточника и основано на чувственном опыте.

Хотя отдельные примеры почитания мощей историки находят уже во 2 веке н.э. Эта практика была официально закреплена лишь в 787 году на седьмом соборе. Основание под этот культ было подведено такое: «Спаситель наш Христос даровал нам спасительные источники, останки святых, многообразно изливающие благодеяния на достойных. И это чрез Христа, Который в них обитает»*7. Хотя такое заявление напрочь лишено Библейского основания, всё же нашлись люди, которые связали культ мощей с известным Библейским эпизодом, произошедшим в 835 г. до н.э. «Елисей заболел болезнью, от которой потом и умер… И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» 4Цар 13:14,21. Делегатам собора не помешали ни санитарное правило книги Чисел, ни ясный смысл второй заповеди Исх 20:4-6 — и этот случай стал эксплуатироваться как едва ли не единственный аргумент. ...

... Но это чудо не породило культа мощей ни в те времена, ни в последующие 900 лет. Он возник много позже, как плод политики конформизма (соглашательства с укоренившимися в народе обычаями), практикуемой средневековой церковью, так, что Библейские тексты стали толковаться в угоду этой политике.

Корень проблемы почитания мощей в том, что этим подменяется объект поклонения. Иисус предельно ясно выразил Своё отношение к людским останкам: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты» Мф 23:27. Слово Божье заверяет, что Христос обитает лишь в живом сердце (см. Ис 38:19; Ис 57:15; 1Кор 3:16); и что Его милость (благодать) в жизни отдельного человека и истории открывается постепенно, поступательно, от меньшего к большему. Текст Библии: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать» Ин 1:16 раскрывает, как Всевышний сначала явил Свою милость в Своём Законе, затем — в Иисусе из Назарета, показавшем пример верности, а затем в даре Святого Духа, сделавшем верность заповедям — реальностью для простого человека. В этой цепочке раскрытия Божьей милости — закон, Иисус, Святой Дух, прибавка такого более позднего звена (от 787 года), как святые мощи — выглядит, мягко говоря, абсурдно.

В свободном обществе каждый волен выбирать собственную веру. При этом нужно помнить, что небольшое отклонение в доли градуса в определении азимута — даст в конце пути отклонение в огромных величинах. Поэтому, дорогой читатель, веря в Бога, ты можешь быть уверен в истине только тогда, когда сверяешь все мнения с единым непререкаемым авторитетом — Библией, Божьим Словом. Если только к цепочке авторитетов поступательного раскрытия истины Ветхий Завет — Новый Завет ты не прибавляешь финальным звеном человеческую традицию или что-то ещё. Но это уже другая тема…

*1,7 Журнал Московской Патриархии, №1, 1997г.

*2 Страстная седмица: Великая Пятница (Статья из VII тома «Православной энциклопедии») Свешникова М. Традиции Великой Пятницы

*3 http://wordhist.narod.ru/peremivat.html

*4 Lalanne, Ludovic. Любопытство традиций, обычаев и легенд Paris: Paulin, 1847. - с. 472

*5 Валишевский К. Петр Великий. М.,1993

Канонизация святых в 1550—1721 гг.; Православная энциклопедия. Том «Русская православная церковь»

*6 Отчет VIII-го Отдела Народного Комиссариата Юстиции Съезду Советов; Отрывки из журнала «Революция и церковь», № 9-12. 1920 г.

Рустем Мухаметвалеев

Газета "Сокрытое Сокровище" №11(175) ноябрь 2011 г.

www.sokrsokr.net

Последнее обновление: